Мы остаёмся верными себе и продолжаем освещать тему электромобилей в Беларуси. Сегодня на очереди свеженький BYD Song Plus — только с конвейера, с пылу с жару! Рассказываем, что это за автомобиль и как он попал к нам в страну. Кроме того, изучим на подъёмнике экземпляр, за девять месяцев в такси проехавший 55 тысяч километров.
«В будущем станем работать с прямыми поставщиками BYD»
Но для начала поясним, что это за компания — SGP, о которой столько разговоров в последнее время. Вспомним недавние новости (именно SGP планировала поставлять в Россию электромобили BYD) и на реальном примере покажем, какие китайские электрокары с помощью этой организации уже добрались до Беларуси. На фоне недавних кривотолков и домыслов считаем это необходимым — мифами интернет и так полон.
BYD Han: «В Китае дают пожизненную гарантию на АКБ»
— SGP расшифровывается как Seven Green Products (семь зелёных продуктов). Это группа компаний, объединившая в себе все необходимые сервисы и продукты для развития и популяризации электротранспорта в Беларуси. Направлений семь: электромобили, финансирование, комплектующие, сервис, инфраструктура, страхование и Smart Park (умный парк), нацеленный на сферу перевозок пассажиров. Всё это — целая экосистема.
— Электромобили, которые мы подбираем в Smart Park, имеют запас хода не менее 400 км. Такая цифра образовалась после анализа данных таксопарков: в среднем авто проезжает за смену около 350—400 км. В пересменке производится медосвидетельствование, приём и сдача автомобиля, а также может осуществляться подзарядка. От быстрого порта батарея пополняется за 30 минут. Таксопарки готовы рассматривать хабы и станции на своих мощностях, чтобы не только пользоваться городской инфраструктурой, но и закрывать свои потребности самостоятельно. Все звенья цепочки мы совместили в единое целое. Попадающие в экосистему клиенты могут быть как физическими лицами, так и юридическими (от финансовых организаций до таксопарков). Заказчики получают всё под ключ, а партнёры SGP при этом предоставляют специальные условия для работы экосистемы.
— Сейчас проводим сертификацию отдельных наименований электрокаров. Скоро состоится презентация, где мы представим наш модельный ряд, а по результатам предзаказов выясним, какие ещё автомобили следует отправить на сертификацию. На данный момент для физлиц готово всё: как инфраструктура, так и привилегии для электротранспорта.
«Из заявленных 500 км проезжает 300». Изучаем семиместный электрокар BYD Tang
BYD Song Plus, предоставленный нам на обзор, привозился для одного из клиентов компании — физического лица. В SGP сопровождали всю сделку под ключ, доставка заняла три недели.
— Это был достаточно простой кейс, потому что покупатель внёс сразу полную сумму ($42 000) и чётко понимал, чего ждёт от электрокара. Сейчас мы работаем над более интересными заказами, где необходимо финансирование: там будут минимальные авансы и дольше сроки лизинга.
Китайская «Королла» на батарейках. Минчанин о нюансах владения BYD E5 за $15 тысяч
Последние две недели в СМИ появляются новости, якобы SGP станет официальным импортёром BYD или претендует на статус дилера. Мы попросили руководителя белорусского офиса подтвердить или опровергнуть данные сведения.
— Мы сейчас далеко не всю информацию можем разглашать, но большая часть всего, что появляется в интернете, или подана с неверной стороны, или неправда. Могу сказать следующее: в будущем мы станем работать с прямыми поставщиками электрокаров BYD. Соответственно, отвечать за гарантийное обслуживание, сервис и ввоз запчастей.
«Ресурс батареи — миллион двести тысяч километров!»
Разобравшись с нюансами позиционирования, перейдём к электрическому BYD Song Plus EV выпуска 2022 года. Комплектация у автомобиля максимальная, а ёмкость батареи составляет 70 кВт·ч.
— Запас данной модели по циклу NEDC составляет 500 км. В городе заявленный пробег автомобиль выезжает при спокойном характере движения. У электромобилей есть отличия от машин с ДВС. Если классическое авто на трассе потребляет меньше, а в черте города — наоборот, то у электрокаров противоположная ситуация. В пределах автомагистралей не задействуется режим рекуперации, отчего заряд батареи расходуется быстрее.
— Цикл NEDC не всегда достоверен в белорусском климате. Каков реальный пробег BYD Song Plus на полном заряде?
— В большинстве электромобилей используются литийионные батареи. Бренд BYD устанавливает для своих моделей Blade Battery — литий-железо-фосфатные. Это сухозарядные АКБ (невозгораемые. — Прим. авт.), они более безопасны. Даже при пробитии или деформации максимальная температура нагрева — 60 градусов Цельсия (против 500 у обычных АКБ). Так как это не жидкостные батареи, Blade Battery меньше подвержены усадке — деградации. Китайский завод даёт на них гарантию миллион двести тысяч километров. Интересный факт: Илон Маск в своём «Твиттере» заявлял, что с 2023 года все «Теслы» будут оборудоваться батареями BYD.
По двум сторонам задней части электрокроссовера располагаются зарядные порты: быстрый GB/T и медленный.
— Оригинальный медленный зарядный порт мы рекомендуем клиентам не менять, так как в комплекте идёт удлинитель со специальным адаптером. С его помощью можно питать бытовые приборы, если вы выехали на природу. Через быстрый зарядный порт GB/T при помощи переходника на разъём CHAdeMO пополняется энергия батареи. На усмотрение пользователя предлагаем замену самого зарядного порта.
— Зарядка с 30 до 80 процентов через быстрый разъём занимает всего полчаса. Медленный процесс зависит от источника питания: для «полного бака» при подпитке от розетки на 380 вольт нужно девять-десять часов.
— Здесь есть такие опции, как адаптивный круиз-контроль, функция удержания в полосе, парктроники, экстренная остановка при попадании встречного транспорта либо человека на траекторию движения, — рассказывает представитель компании. — По периметру — полный комплект камер: они расположены спереди, сзади, предусмотрены и боковые с возможностью 3D-проекции.
— Адаптивная LED-оптика подсвечивает слепые зоны при повороте, меняя направление пучка света. Цветовая палитра модели разнообразная: включает чёрный, белый, серый и красный цвета кузова. Данная комплектация предполагает 19-дюймовые колёса.
— Салон этого BYD Song Plus изобилует экокожей, причём с качественной строчкой. К слову, сама обивка не имеет заломов, в отличие от некоторых премиальных автомобилей. Передние сиденья кроссовера ковшеобразной формы, у них есть подогрев и вентиляция.
— Интересная фишка — поворотный экран. Он может располагаться как горизонтально, так и вертикально. Не менее забавно видеть в BYD Song Plus микрофон для караоке. У китайцев культ пения, поэтому прибор идёт в комплекте с автомобилем.
— Немаловажный фактор: мультимедийная система автомобиля работает на Android. Соответственно, пользователь может адаптировать приложения для своих потребностей и скачивать необходимые.
«За девять месяцев в такси — 55 тысяч километров. Кроме работ по плановому ТО заменили ступицу»
Уже после нашего знакомства с BYD Song Plus EV представители компании уточнили: такой же автомобиль, выпущенный в 2021-м, более полугода трудится в такси. Мы не удержались от того, чтобы посмотреть, что стало с электрокроссовером, поместив его на подъёмник. За девять месяцев машина проехала более 55 тысяч километров.
— По регламенту первое ТО производится после отметки 60 тысяч километров пробега. Стоимость — 180 долларов. Представьте, насколько обслуживание выгоднее, чем у автомобиля с ДВС. По приезде авто в Беларусь были проведены инспекционный сервис и замена технических жидкостей в редукторах. Недавно вышла из строя передняя правая ступица — заменили прямо на месте. Цена вопроса — 100 долларов за оригинальную запчасть, — рассказывают нам на сервисе, где обслуживается BYD Song Plus.
— Мы планируем продвигать электромобили и концепцию Smart Park для таксопарков совместно с АПИД (Ассоциация перевозчиков и диспетчеров. — Прим. авт.). Составили список наиболее востребованных и повреждаемых запчастей, — добавляют представители SGP. — Комплектующие уже готовы поступать в Беларусь, причём в достаточном количестве, чтобы сократить логистическое плечо с трёх недель до трёх дней. Если что-то уникальное по мотору, то, возможно, придётся подождать. Расходники в этом случае — вообще не вопрос. Кстати, наш партнёр даёт один год гарантии в рамках программы SGP, если электромобиль проходит инспекционное и предпродажное обслуживание на их сервисе.
Для диагностики мы закупили специальное устройство, через которое можно прочитать ошибки у данного BYD, а также проверить состояние аккумуляторной батареи. В этом экземпляре нюансов нет, — отметили в компании.
Батарея электрокара защищена стальным коробом толщиной почти 3 см. Хотя кузов BYD дополнительно не обрабатывали антикоррозийными составами, днище автомобиля чистое и не имеет следов ржавчины.
— В первые месяцы использования машины на ней въехали в забор, из-за чего на ЛКП образовались сколы и царапины. Можно заметить, что эти места не порыжели, как часто случается с современными автомобилями. Под лакокрасочным покрытием нетронутым остался слой грунта.
Мы обратили внимание на состояние салона кроссовера, ведь у используемых в такси автомобилей обивка изнашивается быстрее. Это касается, в частности, водительского сиденья, руля, а также заднего дивана с правой стороны, где чаще садятся пассажиры. Данный BYD Song Plus легко перенёс девять месяцев такой эксплуатации.
**
Как и прочие модели марки BYD, которые нам удавалось изучать, Song Plus EV — добротный пример китайского автопрома. О реальном запасе хода и нюансах использования рассуждать сложно, пока нет возможности проводить полноценные тест-драйвы данных машин. Тем не менее кроссовер оставляет приятное впечатление: за вменяемые деньги производитель предлагает серьёзного конкурента Tesla. Судя по восходящему тренду, скоро такие экземпляры могут оказаться основными рабочими лошадками в автопарках такси. Думаем, это станет известно уже в ближайшее время.
Фото: Константин Никаноров
Материал подготовлен: av.by