«Мы чувствуем сильный кадровый голод и дефицит талантов». Антон Дмитриев – о бизнесе, автомобилях и людях

Антон Дмитриев – инвестор и предприниматель, собственник ряда белорусских бизнесов, директор лизинговой компании «Открытая линия». Получил магистерское образование в области финансов и бизнес-администрирования в The University of Oxford и The Open University Business School. Мы пригласили Антона на интервью, чтобы поговорить о том, какие проекты он развивает сейчас в Беларуси, почему продолжает верить в венчурное финансирование, несмотря на ликвидацию инвестиционной компании Quattro Capital, каких убеждений придерживается в управлении бизнесом и что особенно ценит в партнерах и наемных сотрудниках.

Мы также обратили внимание на то, какое значение для формирования бизнес-культуры Беларуси имеет рейтингование компаний, и обратились за комментарием к директору Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергею Шимановичу, чтобы узнать его мнение о качестве работы белорусских лизингодателей и уровне их открытости потребителю. Подробности – в нашем большом интервью.

«Вы можете доверить другу жизнь, но если делаете бизнес – опишите это минимум на одной странице договора»

– Антон, вы создавали компании и инвестировали во многие десятки проектов по всему миру. Серийный предприниматель, серийный инвестор – как вы можете описать характер своей деятельности? Насколько важно для вас личное погружение в проекты, является ли это обязательной составляющей успеха?

– В моей деятельности, безусловно, просматривается серийность, но я никогда не думал о себе как о серийном предпринимателе. Впрочем, наверное, меня можно было бы так назвать.

Как бизнесмен и как инвестор, я убежден: фокус, последовательность и погруженность в проекты имеют гораздо большее значение, чем простое накачивание их деньгами. Инвестиционный успех в этом случае будет выше, чем в случае создания «математических портфелей». Я поясню.

В 2019 году мне посчастливилось учиться в Стэнфорде на программе по венчурному капиталу. И одной из моих целей было понять: могу ли я использовать знания, модели и подходы в венчурном финансировании, которые работаю на западе, – в Беларуси. И мой ответ – нет, не могу. В нашем регионе ты обязательно должен быть погружен в бизнес, в который ты проинвестировал.

Ты должен сидеть в этой компании, смотреть отчетность, предлагать что-то делать, говорить, что тебе нравится, а что – нет.

Ты не можешь быть просто инвестором. Ты должен играть роль в этом бизнесе, влиять на принятие решений – только это приводит к успеху. Именно так выглядят успешные кейсы в моем портфеле.

– В одном из интервью вы говорили, что являетесь сторонником акционерного соглашения. В чем его суть? Какие могут быть последствия в отсутствии такого соглашения между партнерами по бизнесу?

– Лет 5-7 назад (мне было немного за 30), во время обучения в бизнес-школе, я проходил курс по акционерному соглашению. Я смотрел на это и думал: зачем это все нужно вообще? Мы договорились, у нас есть ставка, сделка и так далее.

На самом деле мое понимание человеческих отношений, эмоций и возможных реакций было тогда недостаточно глубоким.

Сейчас, глядя на этот вопрос через призму кейсов со многими десятками компаний, инвестиционных сделок и событий в разных странах, я могу однозначно сказать только одно: даже если ты делаешь какой-то проект со своим супердругом, с человеком, с которым ты прошел огонь, воду и медные трубы, когда возникает вопрос, доверить ли ему свою жизнь, – доверяй; но если вы делаете бизнес – опишите это минимум на одной странице договора. А еще лучше – пусть это будет какой-нибудь полноценный JVA или SPA, в котором вы опишете все возможные сценарии страниц на 15.

JVA – документ-договор между двумя или более сторонами с изложением условий в отношении управления, ответственности и других организационных вопросов.
SPA (share purchase agreement) – юридически обязывающий документ, по которому происходит передача права собственности от продавца покупателю.

Говорят, что браки между людьми могут быть более прочными, если вы подписали брачный контракт сразу. В бизнесе – то же самое. Без акционерного соглашения я не вхожу ни в какие проекты и никому не рекомендую так делать. Для меня это просто rеd flag и практически гарантированный путь к проблемам.

– Что еще относите для себя к rеd flags?

– Для меня важно происхождения капитала. Делая бизнес с кем-то или инвестируя, я должен понимать, что этот партнер или эта компания ведет бизнес добропорядочно. И это то, что мы исповедуем в финансовом плане, когда сами привлекаем инвестиции.

Например, вам предлагается создать какой-то суперпроект в ИТ, но вы знаете, что один из потенциальных партнеров заработал деньги нечестным способом в другой стране. Здесь у него – все окей, но будете ли вы с ним вести дела?

Законно ли такое партнерство? Да, законно. Можете ли вы об этом рассказать? Да, можете, а можете и не рассказывать никому. То есть делать бизнес или нет – это ваш собственный выбор.

Для меня это rеd flag. Я должен знать, с кем я веду дела и соответствуют ли принципы этики партнеров моим взглядам.

«Венчур – это твоя готовность рисковать»

– Если вы не против, вопрос о Quattro Capital. Из последних крупных сделок стоит вспомнить 2017 год, когда компания инвестировала в стартап Rocket Body при оценке в $1 млн, и начало 2019 года, когда разработчик мобильных приложений Wowmaking привлек $1 млн от вашей компании. Сейчас Quattro Capital находится в стадии ликвидации. Что произошло?

– Касательно Rocket Body. На мой взгляд, это отличная компания, которая была очень близка к тому, чтобы сделать сделку с Apple. Но – не сделала. Это тоже факт. Quattro Capital вышла из состава акционеров Rocket Body, которая на сегодняшний день деятельность не ведет.

Если говорить про Wowmaking – это суперпример. Мы нашли способ, как профинансировать миллион долларов в белорусскую ИТ-компанию без каких-то традиционных подходов. Эти сделки прошли очень успешно. Все стороны получили нужный результат.

О Quattro Capital можно сказать, что это была задумка, которая позволила исследовать венчурные возможности в нашей среде. Мы пытались понять, можем ли мы так проинвестировать в разные стартапы и компании, чтобы наблюдать потом этот взрывной рост, который мы все хотели видеть.

Здесь важно понимать, что сам венчур – это твоя готовность рисковать. Могу ли я сказать, что какой-то из проектов, в которые мы инвестировали, был совсем уже неудачным? Не могу. Возвратили ли мы инвестиции? Возвратили. Но очевидно, что эта бизнес-модель просто не сработала.

Мы не потеряли много денег, но и результатом не оказались довольны. И приняли решение закрыть компанию.

Лично я, как предприниматель и как инвестор, продолжаю инвестировать сам. Я верю в эту историю и буду стремиться к тому, чтобы больше инвестиционных компаний появлялось во всех странах, в которых мы ведем деятельность.

 

«Мы не стремимся расти до 100 млн $ в год: наша цель – качество услуг»

– Антон, у вас несколько активных проектов в Беларуси: лизинговая компания «Открытая линия»General Leasing, которая предоставляет авто в лизинг для физлиц, и сервис покупки электрокаров Seven green products (SGP). Что происходит в этих бизнесах, на какой из компаний вы сфокусированы сейчас и почему?

– Да, действительно, у нас три главных направления деятельности в Беларуси.

Во-первых, это компании «Открытая линия». Она успешно работает на финансовым B2B-рынке Беларуси уже около 15 лет. Лизинговый портфель представлен частными и государственными партнерами; основные отрасли – производство, ориентированное на экспорт, производители товаров повседневного потребления для внутреннего рынка, малые и средние производственные предприятия. Как правило, речь идет о капитальных инвестициях в транспорт, оборудование, недвижимость.

По результатам 2022 года мы продали лизинговых продуктов на сумму около 20 млн $.

– Если говорить о Беларуси, то 20 млн $ – это много или мало? Как вы оцениваете долю компании на рынке?

– В зависимости от колебаний курса объем белорусского лизингового рынка в годовом выражении, как правило, находится около цифры в 1 млрд $. Поэтому если ты продаешь, например, на 50 млн $ в год, то ты занимаешь 5% рынка. Так что, отвечая на ваш вопрос, 2% – это большая цифра. Продавать в Беларуси продуктов на десятки миллионов долларов в год – это достаточно много.

Однако стоит отметить, что в этой отрасли очень много крупных и сильных игроков, которые представлены банковским и государственным капиталом. Но мы не сравниваем себя с другими компаниями в этом сегменте:

  • Во-первых, «Открытая линия» – полностью частный бизнес: мы не аффилированы ни с производственным, ни с банковским, ни с иным капиталом.
  • Во-вторых, у нас просто нет такой цели – расти. Хотя было такое время, когда «Открытая линия» за несколько лет выросла из портфеля в 4 млн $ до 40 млн $. Но после этого, осознав цену и риски роста объемов, мы вместе с партнерами приняли решение, что наша стратегия будет в повышении качественных показателей.

Мы не стремимся сделать 100 млн $, лучше пусть это будет 20 млн $, но при хорошем показателе ROI, без проблемных задолженностей и так далее.

О том, насколько нам удалось реализовать такую стратегию, свидетельствует рейтинг деловой репутации AA reputation, который был присвоен компании «Открытая линия» как раз накануне публикации этого материала. Такой рейтинг может получить бизнес с высоким уровнем восприятия его деятельности, высоким уровнем профессионализма, качества продукции и добросовестности.

– В декабре 2022 года еще одна ваша компания – General Leasing – также получила рейтинг AA reputation. Что это значит для бизнеса, какие дает конкурентные преимущества? Можно ли говорить о том, что это новый элемент культуры в бизнес-сообществе Беларуси?

– Открытость (и рейтингование в том числе) финансового бизнеса относится к формированию полноценной, честной информационной среды для тех людей и компаний, которые хотят во что-то инвестировать.

Например, у наших компаний есть требования о раскрытии информации от НБРБ. На сайтах компаний вы можете посмотреть релевантную отчетность, юридические документы, узнать, кто является акционером, и прочее. Но тем, кто доверяет компании свои финансы, всегда хочется узнать еще больше:

  • как выглядит динамика вашего бизнеса;
  • как исполняются обязательства перед контрагентами;
  • какова кредитная история компании;
  • что внутри с точки зрения продукта: хороший ли он или просто какая-то вспышка.

Честно говоря, для меня высокий рейтинг – это просто надлежащее отношение к тому, что ты делаешь. К этому идет весь цивилизованный мир, и это определенно относится к элементу бизнес-культуры.

«Наличие рейтинга будет все более значимо»: мнение эксперта

Сергей Шиманович
Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси

О том, какое значение для компаний-лизингодателей может иметь присвоение высокого рейтинга деловой репутации и что это значит для конечного потребителя, спросили у директора Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергея Шимановича:

– Лизинг, бесспорно, является эффективным механизмом инвестиций в обновление производственных фондов субъектов хозяйствования Беларуси и широко востребованным населением способом удовлетворения своих потребительских нужд.

Следует отметить, что кредитные рейтинги, присваиваемые рейтинговыми агентствами, являются «классическими» кредитными рейтингами, представляющими собой мнение «аккредитованного» финансовым регулятором агентства об уровне кредитоспособности, финансовой устойчивости и платежеспособности объекта рейтингования (получателя рейтинга), а также уровне кредитного риска и финансовой устойчивости эмитируемых (выдаваемых) им финансовых инструментов. И данное мнение основано на углубленном анализе большого количества финансовых и деловых показателей субъекта, которому присваивается рейтинг, в силу чего может служить хорошим ориентиром для кредитных институтов при принятии решения о выделении лизинговой организации финансирования.

Данные же исследований рынка лизинга и сравнительная оценка лизинговых организаций Ассоциацией лизингодателей больше направлены на определение позиции лизинговых организаций на рынке лизинга в целом и в отдельных его сегментах, объемов их операций, степени активности в анализируемом периоде и частично – финансовой устойчивости, что может служить хорошим ориентиром для принятия решения потенциальными лизингополучателями при выборе лизингодателя и в то же время может использоваться кредитными институтами и инвесторами как дополнительная информация при принятии решения о финансировании лизинговых организаций.

В целом же я оцениваю эти два направления в анализе деятельности лизинговых организаций как взаимодополняющие инструменты анализа их деятельности и реального состояния как для целей их финансирования, так и для получения лизингополучателями объективной информации при выборе лизингодателя. И то, что лизинговая организация участвует в рейтинговых анализах Ассоциации лизингодателей или стремится получить у «аккредитованного» Национальным банком рейтингового агентства соответствующий ей кредитный рейтинг, говорит о публичности организации и ее максимальной открытости для потребителя и инвестора, что существенно увеличивает ее конкурентные преимущества.

Думаю, сейчас приходит привыкание рынка к тому, что появился новый механизм оценки состояния хозяйствующих субъектов со стороны как потенциальных заявителей на присвоение рейтинга, так и тех субъектов, которые будут принимать во внимание наличие данного рейтинга при принятии решения о сотрудничестве с его обладателями. Несомненно, с течением времени наличие рейтинга будет все более значимо.

В любом случае наличие высокого рейтинга будет благоприятно восприниматься в бизнес-среде как со стороны партнеров, так и со стороны конкурентов. Наличие высокого рейтинга у потенциального контрагента однозначно будет благотворно влиять на его восприятие потребителем.

Развернутое интервью с Сергеем Шимановичем о ситуации на рынка лизинга в Беларуси, а также чек-лист, который поможет выбрать ответственного и честного лизингодателя, вы найдете по по этой ссылке.

«Скоро купить автомобиль будет так же просто, как, например, телевизор»

– Антон, поговорим о General Leasing. Основной вид деятельности этой вашей компании – предоставление услуг финансового лизинга транспортных средств для физических лиц. Но, насколько мне известно, ваш подход к продукту более глобальный: вы идете к тому, чтобы упрощать закрытие всех потребностей клиентов при покупке машины, то есть создаете экосистему.

– Верно, мы стремимся создать экосистему для комфортной покупки автомобиля: сделать так, чтобы его финансирование, юридическое оформление, страхование было таким же простым, как покупка телевизора.

По сути, мы идем по стопам развития отрасли на Западе. Так, например, в Великобритании есть компания Cazoo (сервис по продаже подержанных автомобилей, который вышел в 2021 году на Нью-Йоркскую фондовую биржу с оценкой $7 млрд – Прим. ред.). Это суперпример, когда человек в одном месте может получить и нужные ему по параметрам автомобили, и финансирование, и чек-лист по состоянию авто. Мы делаем все это возможным здесь, в Беларуси.

– По вашим оценкам, насколько людям – клиентам ваших компаний – легко самостоятельно рассчитать свои выплаты по лизинговому договору, есть ли возможность сравнить финансовую нагрузку, скажем, по кредитному договору с банком и лизинговому договору до принятия решения?

– Я не проводил какого-то статистически значимого исследования. Могу рассказать, как мы сами в компании смотрим на этот вопрос.

Между лизингом и покупкой в кредит есть тонкий юридический нюанс. Если максимально упростить, то кредит – это когда ты взял в банке деньги, купил на эти деньги машину, она перешла в твою собственность, а ты остался должен деньги банку.

Лизинг – это, по сути, сервисный контракт, то есть юридическое право собственности находится у компании, с которой у тебя оформлены отношения. Автомобиль тебе не принадлежит: у тебя – только права владения, распоряжения имуществом и право его использования. По исполнении всех обязательств по лизинговому договору право собственности тоже тебе переходит.

Честно говоря, для меня лично нет совершенно никакой разницы: стоит отметка в техпаспорте, что авто мне принадлежит, или нет. Я могу делать все то же самое, и, даже если я захочу ее продать, на каком-то этапе я тоже могу это сделать, уведомив о своих намерениях лизинговую компанию.

Модели шеринга либо модели подписки на автомобили – это хороший пример, который ближе по своей сути к тому продукту, который мы предлагаем. Я обсуждаю с консультантом, какой размер платежа ежемесячно мне был бы комфортен исходя из моего бюджета. Зная этот параметр, я выбираю машину. Что-то наподобие того, когда ты путешествуешь в Испанию или заходишь на сайт, который предлагает разные аренды машин, и смотришь, что кабриолет за 500 евро в месяц – это многовато, а вот «Фольксваген Поло» за 150 евро – это окей. То же самое происходит на пользовательском уровне, когда люди оформляют лизинг.

Ну а если вам нужно сравнить разные финансовые продукты между собой, оценить переплаты по ним, например, – можно воспользоваться агрегаторами, такими как Myfin.by.

«Я-то думал, это какой-то лютый стресс – привезти электрокар из Китая!»

– Расскажите подробнее о Seven green products (SGP). Это группа компаний, объединившая сервисы и продукты для развития и популяризации электротранспорта в нашей стране, – что это значит? Какова миссия и цели компании, какие предпосылки были для запуска такого бизнеса, как он развивается?

– Seven green products предлагает сервис по выбору не только самого электрокара, но и комфортного способа его финансирования, включая лизинг. Можно также проконтролировать доставку и организовать техобслуживание авто, если оно потребуется через какое-то время эксплуатации. Мы и здесь нацелены на то, чтобы развивать экосистему и в целом делать покупку, финансирование и обслуживание электротранспорта комфортным для каждого.

Если говорить о предпосылках для запуска такого бизнеса, то их было несколько:

  • Во-первых, в какой-то момент мы увидели, что люди все чаще начинают пользоваться машинами как сервисом, а не как активом, которым нужно владеть.
  • Во-вторых, цены на все автомобили существенно выросли. Например, стоимость нового «Фольксвагена Поло» в середине прошлого года поднялась с 15 до 30 тысяч $.
  • В-третьих, мы увидели, что спрос на покупку автомобилей, в том числе электрокаров, не покрыт предложением.

Вот на эти три вещи мы отреагировали, как на предпринимательскую возможность, и создали SGP.

О том, как работает наш сервис, могу рассказать на собственном примере. Я давно хотел купить себе электромобиль для того, чтобы заменить свою машину с ДВС. Я выбрал модель, которая мне понравилась, изучил все условия, которые касаются покупки этой машины. Мне помогли понять, как происходит формирование ее стоимости. Я не привлекал финансирование, но, если бы я это делал, компания бы тоже оказала мне помощь. Для меня было важно быть уверенным: я получу именно ту машину, которую я выбрал, она будет доставлена бережно и в срок.

И я действительно смог наблюдать, где находится мой автомобиль: вот он найден в городе Пекин, вот доставлен на Хоргосский погранпереход, затем в Беларусь. И это не заняло много времени – всего 2 месяца.

Я-то думал, это какой-то лютый стресс – купить электрокар в Китае! Это ведь не авто с пробегом в Бресте. Это что-то на другом конце света, где карантин, все закрыто и так далее… Но в действительности это выглядит как какое-то невероятное приключение!

И в итоге я теперь, конечно, очень доволен тем, что могу пользоваться такой машиной.

– Недавно в Forbes была опубликована статья, где китайский производитель BYD опроверг инсайдерскую информацию, полученную изданием, о предполагаемом сотрудничестве автогиганта с белорусской SGP, целью которого якобы являются массовые поставки автомобилей BYD в Россию, – прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

– Насколько я помню содержание этой статьи, комментарии касательно SGP даны какими-то «невидимыми экспертами». Я не знаю, что и у кого пытались выяснить журналисты издания. Но могу рассказать о том, как все есть на самом деле. Мы помогаем покупателям в Беларуси получить сервис высокого уровня по покупке, логистике и пользованию электромобилями BYD.

– Антон, в 2021 году на одном из публичных выступлений вы озвучили такие тезисы: «Активы становятся супердешевыми. Покупать и поглощать компании можно, торгуясь, как на турецком рынке, с ходу уменьшая цену пополам. То же касается найма ключевых сотрудников». Как изменилась ситуация с тех пор? Какие кадровые проблемы у вас сейчас на карандаше?

– Люди – это то, в чем мы сейчас очень нуждаемся. В Беларуси по-прежнему очень много отличных компаний, масштабных проектов в финансах, в ИТ и в других сферах. Но все уже совсем не так, как было в 2018 – 2019 годах, когда всего и всех было в изобилии на рынке. Мы чувствуем себя немного одинокими. Мы чувствуем сильный голод и дефицит людей. Нам не хватает талантливых, вовлеченных, амбициозных ребят, у которых горят глаза. Причем они нужны на всех уровнях: от специалистов до руководителей направлений.

Я, наверное, подтвержу тезис о том, что, как и прежде, есть много супердешевых активов. Но под активами я все-таки понимаю компанию, недвижимость, финансы и так далее. Человек не может быть дешевым. Или дорогим.

Приверженность делу, талант, вовлеченность – все это бесценно и в действительности вообще не покупается за деньги. И именно это я ищу в людях в первую очередь.

Даже если у нас в компаниях нет какой-то вакансии, я все равно разговариваю с талантливыми ребятами – мы обсуждаем, что можем создавать вместе. Например, этот человек суперклассно выстраивает коммуникацию с покупателями. Или он превосходный руководитель среднего уровня – может возглавить направление, проект, подразделение. Или он умеет драйвить внутренние стартапы: проверять гипотезы, выводить их в отдельные продукты, формировать новые команды в компании. Такие люди – это всегда находка для меня, вакансию под них создать несложно.

Блиц

– Доллар или евро?

– Доллар.

– Сколько потеряли на биткоинах?

– Не столько, чтобы плакать, но гордиться нечем.

– Каким будет автомобиль через 50 лет?

– Экологичным, не зависящим от управления человеком. Возможно, он будет летать по воздуху.

– Сумма самой крупной сделки, в которой вы участвовали?

– Около 20 млн $.

– Что сейчас читаете?

– Сейчас я нахожусь под впечатлением от книги «Большие долговые кризисы» Рэя Далио. Недавно прочел и очень рекомендую всем «Следующие 100 лет. Прогноз событий XXI века» Джорджа Фридмана. С удовольствием читаю «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха и недавно также закончил «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса. Эти четыре книги сейчас на моем столе.

– Как превратить мечту в реальность?

– Нужна бескомпромиссная вера в ее достижимость – это отправная точка. Ты должен верить в нее каждой дрожащей клеткой своей кожи. А дальше – постоянство, последовательность, сфокусированность и погруженность – вот что гарантированно определяет успех. На 100%.

– Бизнес должен быть готов к продаже в любой момент?

– Он должен быть готов к продаже в тот момент, когда я захочу, чтобы он был продан.

– Регулярный менеджмент или самоуправление?

– Регулярный менеджмент.

– Инвестирование: стратегическое или финансовое?

– Стратегическое.

– Как заработать первый миллион?

– Классный вопрос. Я не могу ответить на него в формате блиц, но скажу: это вполне можно рассчитать по формуле, в которой учитывается ряд факторов для конкретного человека. Есть просто набор правильных действий, которые нужно совершать каждый месяц. У кого-то достижение этой цели займет 7 лет, у кого-то 17, но это произойдет совершенно точно – так устроен мир сложно начисляемых процентов. Вопрос только во времени.

Материал подготовлен: myfin.by

Ольга Ленская
Главный редактор
Пожалуйста, оставьте свои данные. Чтобы мы могли связаться с вами
Спасибо за вашу заявку

Наш менеджер свяжется с вами.

Мы в социальных сетях