Как мы уже неоднократно писали, в Беларусь теперь активно доставляют китайские электрокары BYD — пожалуй, наиболее интересного и уже успевшего заработать себе имя бренда. В их числе субкомпактный Dolphin. Среди близких по характеристикам конкурентов «китайца» соотечественникам доступен бэушный Chevrolet Bolt. Сегодня мы сравнили две «электрички», а выводы предстоит сделать уже читателям.
BYD Dolphin vs Chevrolet Bolt: какие характеристики у электрокаров?
Если Chevrolet Bolt презентовали в январе 2016-го (недавно производитель даже объявил о прекращении выпуска модели), то BYD Dolphin — более актуальная разработка, премьера которой состоялась в июле 2021 года. Обе «пятидверки» позиционируются брендами как городские хетчбэки. «Дельфин» начали активно привозить под заказ в Беларусь относительно недавно, а «Болт» несколько лет пригоняют из США, зачастую с повреждениями.
Наружные размеры обеих моделей примерно сопоставимые, однако «на бумаге» американский электрокар больше. Он имеет следующие габариты: 4 166 мм в длину, 1 765 мм в ширину и 1 595 мм в высоту. У BYD Dolphin — 4 150; 1 770 и 1 570 мм соответственно.
Наиболее важным показателем в компактном классе является длина колёсной базы: от неё зависит запас пространства в салоне. И здесь «китаец» опережает на десять сантиметров: 2 700 мм против 2 600 у Chevrolet.
В обоих электрокарах использована одинаковая схема подвески: спереди расположены стойки Макферсона, сзади — полузависимая конструкция с балкой кручения. Дорожный просвет у BYD Dolphin составляет 120 мм, а у Chevrolet Bolt — 115 мм.
«Дельфин» в Китае предлагается в разных модификациях, за движение которых отвечают электромоторы на постоянных магнитах. Версии силовых установок различаются производительностью: базовая выдаёт 95 л. с. (180 Нм), топовая — 177 сил (290 Нм).
Электрокары оборудованы тяговыми литий-железо-фосфатными батарями ёмкостью 44,9 кВт⋅ч. К слову, АКБ серии Blade невозгораемые и безопаснее литийионных аккумуляторов. С батареей такой ёмкости китайский электрокар способен проехать до 427 км (цикл замеров — WLTP).
Американский Chevrolet Bolt приводится в движение трёхфазным электродвигателем переменного тока. В пике мотор генерирует 204 л. с. и 360 Нм крутящего момента. Комплект литийионных батарей ёмкостью 60 кВт⋅ч питает силовую установку, обеспечивая порядка 380 км пробега на одной зарядке, согласно стандарту WLTP.
На показатели потребления энергии влияет и масса автомобиля. Так, в зависимости от модификаций Chevrolet Bolt весит от 1 616 до 1 670 кг, а BYD Dolphin — от 1 285 до 1 450 кг.
Вместительность багажника китайского хетчбэка составляет 345 литров, американского — 462 л.
Наиболее разительные отличия встречаются внутри автомобилей: «Дельфин» имеет передние сиденья ковшеобразной формы, обивку из экокожи, панорамную крышу, а также современный поворотный дисплей мультимедийной системы. Чем китайский хетчбэк уступает конкуренту, так это приборной панелью: в BYD Dolphin она представлена небольшим экранчиком, в американской машине — электронной «приборкой» привычной конфигурации.
Chevrolet Bolt: «Первые месяцы попадал на камеры фотофиксации — разгон здесь не ощущается»
Минчанин Андрей владеет электрическим Chevrolet Bolt три года. Автомобиль 2017 г. в. приобретался им в США, а пробег на тот момент составлял 60 тысяч километров.
— Покупал с лизингового аукциона Manheim без повреждений. Тогда машина мне обошлась очень выгодно — сейчас таких цен нет, — начинает мужчина. — Два месяца ушло на доставку, после чего приступил к эксплуатации. Я покупал эту модель вслепую. Да, видел в потоке, как похожие катаются по Минску, но не знакомился с «Болтом» лично. Оттого первое впечатление случилось от габаритов машины: «Боже, какая она всё-таки маленькая!» Позднее это оказалось заблуждением.
Когда впервые проехался, то удивился динамике электромобиля. Плюс ко всему не может не радовать бесшумное движение. Правда, за три первых месяца владения несколько раз ловили камеры фотофиксации скорости — банально потому, что разгон здесь не воспринимается. Трудно было без ощущения звука работы двигателя, чувства переключения степеней передач — нажал на педаль и не успел опомниться, как на спидометре уже 70 км/ч.
— Многие знакомые хотят себе купить «Болт». Я им искренне завидую, потому что они ещё испытают чувство от первой поездки на электромобиле. К сожалению, заново пережить это я не смогу.
Не берусь сравнивать с Porsche Taycan или Tesla в версиях Plaid. Для своего сегмента у Chevrolet Bolt полностью адекватные цена, характеристики и качество.
— В моём электрокаре не нравится прежде всего отделка салона и конфигурация сидений. Все Bolt грешат этим. Знаю, что многие владельцы даже переделывают интерьер. Дешёвый и жёсткий пластик, слабая тканевая обивка — одним словом, комфорта недостаёт.
— Я самостоятельно сделал здесь шумоизоляцию. В первые дни случайно заехал в лужу, и по звуку показалось, будто открыты не то багажник, не то дверь сзади. Шум по арке был такой сильный, представляете? Сделал минимальные доработки, ведь значительно увеличивать вес автомобиля не хотел. В целом добился оптимального состояния. Потом последовала замена колёс и дисков, покрышек: на заводских пластмассовых Michelin ездить было невозможно. Теперь потенциал раскрывается гораздо лучше.
— Зимой из заявленных 400 километров Bolt выезжал 250. Сам для себя проводил эксперимент: летом, по прогнозу БК, — до 500 км, но при езде на 70—80 км/ч без кондиционера, печки и с приоткрытым окном получалось точно четыреста. При более динамичном движении пробег окажется меньше.
Режима здесь два: или с включённой рекуперацией, или без неё. Хотя подозреваю, что она работает почти всегда, просто менее заметна для водителя. В городе очень удобно кататься в режиме полной рекуперации, когда тормоза даже не нужно трогать. Как на троллейбусе ездишь.
Я пригнал иномарку с пробегом 60 тысяч километров, сейчас на одометре 150 тысяч с копейками. Объём поездок стал в три раза больше, чем на автомобиле с ДВС. Раньше до работы в центр Минска удобнее было добраться на метро, исключая пробки. Сейчас легче: рядом с офисом есть зарядная станция, поэтому Bolt можно подпитать, пока я занят.
— Дешевизна поездок автоматически добавляет целей и задач, которые хотелось бы выполнить на автомобиле. Ты начинаешь передвигаться без оглядки на стоимость топлива. Нет сдерживающих факторов: нужно ехать — садишься в машину.
На расход влияет и аэродинамика авто. Бывало, я устанавливал кофр на крышу, так у меня затраты энергии возрастали вдвое. То же самое со скоростью свыше 110—120 км/ч: когда начинают работать законы аэродинамического сопротивления, то значения существенно увеличиваются. «Болт» сам по себе не лучшей формы…
— А подсчитывали, стало ли выгоднее?
— Всё зависит от того, где заряжаешься. При среднем расходе в 15 кВт на «сотню» и подзарядке от домашней сети получается лучше всего — около 20 копеек за киловатт. Итого — 3 рубля на 100 км. Если пользоваться «Маланкой», выходит чуть дороже — 6—7 BYN на «сотню». В любом случае это несопоставимо с расходами на топливо в машине с ДВС.
— Если брать регламентное обслуживание, то два раза в год я меняю фильтр салона. Здесь вложения настолько минимальны, что могу сюда причислить протирку стёкол и мойку, — иронизирует владелец Chevrolet Bolt. — По большому счёту к фильтру можно добавить обслуживание тормозных механизмов. Два раза в год провожу ревизию тормозов.
Прошедшей весной оторвался кусок тормозной колодки: где-то автоматический ручник вовремя не снялся, а я уже начал движение. В итоге половина заводской колодки отщёлкнулась. Диски вообще почти не изнашиваются. Колодки в целом тоже — спереди при таком пробеге всё ещё заводские. Сзади, как вы поняли, пришлось заменить.
Есть заводская «болячка». Спереди между ступицей и ШРУСом ставится магнитное кольцо, которое из-за большого крутящего момента ослабляется. Кольцо в конце концов лопается. Это проявляется щелчками при начале движения. Если вовремя его не заменить, то оно станет резать датчик ABS. На одном колесе у меня лопнуло, а на втором я превентивно установил новое.
— Касательно обслуживания батареи: здесь три контура охлаждения. На кондиционер салона, на инвертор и на климат-контроль АКБ. Срок службы достаточно длительный: кто-то меняет на 100 тысячах, а авторитетные для меня люди уверены, мол, можно и после 200 тысяч. Ну и масло в редукторе стоит обновлять через 150 тысяч километров. Опять же, строгого регламента нет.
Плюс кузова в том, что из алюминия состоит большая часть элементов: крылья, капот, двери, крышка багажника. Коррозийная стойкость выше. Минус — автомобиль лёгкий и с завода имеет слабую шумоизоляцию.
BYD Dolphin: «Зимний режим позволяет машине выкарабкиваться из сугробов»
Делиться мнением о BYD Dolphin предстоит Дмитрию — сотруднику компании SGP. Мужчина активно эксплуатирует китайский электрохетчбэк.
— До BYD Dolphin я не ездил на электромобилях вовсе. Сейчас по работе уже опробовал много моделей разных брендов. Когда впервые сел за руль, то удивился: внутри «Дельфин» совсем не похож на электрокар. Второй момент, который отметил для себя, — отсутствие посторонних звуков, причём при разных условиях движения. Третий — динамика в широком диапазоне скоростей.
— Передвигаюсь преимущественно по городу, но периодически выезжаю на кольцевую (соотношение 60 : 40). Мне безумно нравится качественная работа ESP и антипробуксовочной системы, то есть шлифовать асфальт «Дельфину» априори не приходится. Зимний режим движения тоже позволяет машине самостоятельно выкарабкиваться из сугробов. При её габаритах и клиренсе это существенный аргумент! Естественно, важно иметь хорошую зимнюю резину.
— Радуют мелкие «плюшки» вроде автоматического паркинга. Подъезжаешь к светофору, нажав на тормоз, — машина останавливается как вкопанная. С уклона — тоже. Не сдвинется с места, пока не нажмёшь педаль газа.
— На трассе, конечно, BYD Dolphin потребляет больше, чем в городе, но разница незначительная. Похожая ситуация при сравнении спортрежима и обычного — лишь на 2% возрастает «аппетит». Естественно, в городском цикле потребление будет меньше благодаря разгону и торможению: рекуперация подзаряжает электрокар в движении.
В спортрежиме расход получается 15,5 киловатта. Если не пытаешься после каждого светофора быть первым — 11,5 кВт. При ёмкости батареи 44 кВт⋅ч легко проезжаю 400 км. Кстати, заявленный запас хода — 420 км. Думаю, это неплохо.
Зимой тестировал машину на трассе, и удалось преодолеть 380 км. За счёт новой батареи она в холоде не так сильно теряла энергию. Думаю, «Дельфин» даже больше потреблял из-за гололедицы и глубокого снега — по сути, ему приходилось постоянно упираться.
— За счёт широкой колёсной базы не ощущаю неровностей дороги. Подвеска охотно глотает ямки и перескакивает «лежачие полицейские». В BYD круто сделали, что впаяли батарею в сам кузов, то есть она не приклеена к днищу. Да, стоит снизу, но интегрирована в силовую конструкцию. Благодаря этому получились крутая развесовка и отличный контакт с дорогой.
— В багажнике я ничего крупногабаритного не перевожу. Хотя вот недавно отвозил человека в аэропорт — два больших чемодана в отсеке поместились без проблем. Да, его не назовёшь огромным, но для среднестатистического пользователя — более чем. Два мешка картошки точно положишь! Нужно понимать, что это городской хетчбэк, а не дальнобойная машина для транспортировки грузов.
Задние сиденья складываются, однако ровный пол не получится: настил багажника ниже уровня кресел. Можно поставить дополнительную полку, если кого-то интересует именно ровная поверхность. Также удобно, что есть встроенные в сиденья крепления Isofix.
— Нюансы, конечно, тоже имеются. Машинка небольшая, поэтому производитель не устанавливал суперсистему отопления. Переднее стекло оттаивает чуть дольше, чем на других «электричках». В Dolphin 2023 модельного года они добавили ещё задний дворник, которого очевидно не хватало.
Не знаю, насколько это минус. Пожалуй, с подобным сталкиваются многие электромобилисты. На больших парковках возле торговых центров тебя попросту не слышат. Можно включить звуковое оповещение, мол, едет электрокар — будь осторожен.
— Раньше мой автомобиль с ДВС потреблял порядка 8 литров — трасса плюс город. Примерно по 100 км в день я проезжал, так что в месяц пробег доходил до трёх тысяч километров. Нетрудно подсчитать прошлые затраты на бензин: 700 BYN. Сейчас — чуть более 100 рублей. По сравнению с бензиновой машиной экономия выходит около 500—600 рублей в месяц. Прикинул за год — примерно 5 000 BYN. Существенно!
— Безоговорочный плюс — ТО. Никаких тебе масел и фильтров, особенно сейчас, когда это стоит ощутимых денег. Ремни ГРМ, помпы, натяжители… Слава богу, начинаю забывать про покупку данных запчастей. Здесь разве что требуется следить за подвеской, потому как диски с колодками сильно контролировать не нужно. Они практически не используются при активной рекуперации. Считай, вечные.
— Принципы экономики у всех есть в головах, но с чужих слов ты не всегда осознаёшь выгоду, не можешь её пощупать, примерить на себя. Когда реально понимаешь, что на машину в месяц практически ничего не тратишь, только в такой момент ощущаешь экономию.
**
На вторичном рынке стоимость Chevrolet Bolt 2017—2018 годов выпуска стартует от 20 500 долларов, причём за экземпляры, привезённые из США с серьёзными повреждениями. Прайс на предложения до трёх лет начинается c $25 тысяч, а за самые дорогие электрокары просят более $30 тысяч. Как сообщают в компании SGP, цена доставки BYD Dolphin под ключ — от $24 500.
Фотограф Алиса Зацаринная
Журналист: Ян Богданович
Источник av.by