Электрокары в нашей стране давно не диковинка и, более того, не только транспорт личного использования. Применение подзаряжаемых авто в бизнесе или перевозках набирает популярность и становится альтернативой эксплуатации машин на традиционном топливе. Выгодно ли такое решение? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос в диалоге с Александром, который работает в такси на электрическом BYD Dolphin. Всё-таки именно в данной сфере проверяется на прочность любой автомобиль: здесь и большие пробеги, и необходимость частого обслуживания, а также требовательный тайминг.
«Dolphin позволяет зарабатывать больше»
Александр работает в такси на протяжении последнего года. «Вынужденная мера, но пока всё устраивает», — кратко поясняет молодой белорус. По его словам, ранее он пользовался популярными «бюджетниками» на традиционном топливе — Volkswagen Polo и Kia Rio.
— В какой-то момент захотелось иметь тарифы повыше, а машину — более комфортную, оснащённую и свежую. Мой автопарк, в котором мне доверили BYD Dolphin, покупал электрокар у SGP через Ассоциацию перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД). А я уже арендую у таксопарка.
— На каких условиях производится аренда электрокара?
— На мне лежит обязанность по зарядке автомобиля, а всё обслуживание проводит таксопарк. Данный BYD Dolphin закреплён за двумя людьми: мной и коллегой-сменщиком. Знаю, что многие водители хотят пересесть на электрокары, но менеджер парка доверил его нам. Возможно, потому как давно там и хорошо работаю.
Модель по сравнению с Kia Rio или VW Polo — небо и земля. Просто несопоставимые!
— Экономическая составляющая, безусловно, решает многое. Большинство машин в такси ездят на пропан-бутане или метане. Несмотря на небольшую стоимость газа, электромобиль получается ещё выгоднее, — рассказывает Александр. — Наша рабочая смена — 12 часов. Дневная у меня, а ночная у напарника. За смену на подзарядку тратится около 20—22 рублей, чего хватает на 300—350 километров.
Из личного опыта могу сказать: за этот же период на пропановом VW Polo уходило около 50—55 рублей. Разница существенная.
— Немаловажно, что BYD Dolphin поддерживает все тарифы: «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт Плюс». В повышенных банально больше ценник, да и пассажиры приятнее — даже конфликтные ситуации случаются реже.
Комиссия агрегаторов при этом не изменяется, хотя стоимость поездки может отличаться в полтора-два раза от базового тарифа. Грубо говоря, «Дельфин» позволяет зарабатывать больше, ведь заказов по «Комфорту Плюс» тоже хватает!
— Как на электрокаре BYD работается в такси?
— Он значительно мягче идёт по сравнению с «дэвээсными» автомобилями, да и «лежачие полицейские» проходит менее заметно. Конечно, это ощущается на уровне водителя и пассажира. Клиенты хвалят и очень удивляются, когда встречаются с такой машиной.
— Многие видят BYD Dolphin впервые и начинают расспрашивать, мол, как называется модель. Не все понимают, что это электромобиль, а другие вообще интересуются, где купить такую же.
— Однако, наверное, самая любимая фишка для пассажиров — это поворотный дисплей. «Игрушка», которая не потеряет своей актуальности, — улыбается Александр. — Зимой я ещё люблю включить камин на экране, чтобы в салоне было уютнее. Клиентов радуют подобные дополнительные впечатления.
— Мне нравится работа системы Auto Stop. Если останавливаешься на светофоре, то педаль тормоза можно отпускать — машина останется неподвижной, пока не нажмёшь на газ. Удобно наличие бесключевого доступа. К примеру, выходишь перекусить, когда «электричка» подзаряжается, ключ остаётся в кармане — тебе не нужно совершать лишних действий.
Будь здесь адаптивный круиз-контроль, работа стала бы вообще кайфовой! Но известно, что опция адаптивного круиз-контроля доступна в следующих комплектациях BYD Dolphin.
— Многие переживают, что зимой реальный запас хода станет сильно падать, снижая эффективность работы электрокара. Какие значения вы замечали?
— Мы стараемся до нуля всё-таки не разряжать. Были моменты, когда на полной зарядке бортовой компьютер показывал 405 километров. К концу смены зимой после 300 км оставалось ещё около 10% энергии. Ближе к весне такой разницы я больше не наблюдал — разве что на доли процентов.
Здесь стоит литий-железо-фосфатная батарея, которая не так деградирует. Гарантия от производителя — десять лет или миллион двести километров пробега. Думаю, не обещали бы, если бы не были уверены в качестве. К тому же АКБ не жидкостная, что не так сказывается на потере энергии зимой.
— Одной зарядки на смену хватает, однако мы стараемся не рисковать, поэтому «заправляемся» в промежутках, когда есть такая возможность, — уточняет водитель такси. — Всё равно нужно пообедать и немного отдохнуть. Почему бы полчаса не потратить на подзарядку?
— Иногда едешь к свободной ЭЗС, а там уже занято. Отправляешься сразу ко второй — разъёмов с портом GB/T очень мало. Почему-то они обошли стороной Заводской район. Бывают «глюки» с самой зарядкой, но служба поддержки обычно оперативно реагирует и перезагружает станцию без вопросов.
— В любом случае хотелось бы больше и самих зарядных станций, и портов GB/T.
— Исходя из своего опыта, скажу: конечно, быстрее заправить «дэвээсный» автомобиль, чем подпитать электрокар. Вопрос, рационально ли это. Ты потеряешь один-два заказа, зато сэкономишь на «топливе» за смену. При зарядке с 0 до 100% придётся ждать 60—70 минут, но мы так не разряжаем машину. От 20 до 80% BYD Dolphin пополняет запас хода примерно за полчаса.
— BYD Dolphin — это городской хетчбэк. Хватает ли его габаритов для работы в такси?
— Более чем. У меня был заказ, когда в салоне ехало четыре пассажира, а в багажнике — два чемодана. Разместились все без проблем и добрались спокойно, — вспоминает Александр. — Расход энергии, разумеется, в таком случае тоже возрастает. Точно не запоминал конкретные цифры, но факт есть факт — особенно на трассе «аппетит» увеличивается.
До аэропорта ехать ещё нормально, а вот чисто по трассе не стоит. Я считаю, всё-таки это «электричка» для города.
— «Дельфин» компактный и юркий, за счёт чего в потоке не чувствуешь себя ущемлённым. При аварийной ситуации можно оперативно среагировать: как ускориться, так и затормозить. Мне непринципиально, работаю я на «механике» или «автомате». Главное — ехать! Хотя комфорта больше получаешь всё-таки от АКПП, особенно это ощущается в пробках.
— Вы уже уточняли, что обслуживание электрокара лежит на автопарке…
— Да, я интересуюсь этим и слежу за процессом. К примеру, в автопарке есть BYD Dolphin с пробегом 60 тысяч километров. Там до сих пор не менялись тормозные колодки. Именно к шестидесяти тысячам происходит первое ТО: производится замена масла в редукторе, профилактика и контроль тормозной системы. По электрике вопросов вообще никаких. Думаю, в ближайшие годы таких машин в такси станет больше.
Материал подготовлен и предоставлен ООО «Автоклассифайд»
Спецпроект av.by
Беседовал Ян Богданович